Автобиография
Представленный ниже текст - автобиография, фактически фрагменты воспоминаний записанных Ростиславом Алексеевичем по моей просьбе. Изложение достаточно сумбурно, иногда непоследовательно, но как нельзя кстати подходит к стилю воспоминаний - повествование струится от факта к факту, по мере того, как эти факты вспоминаются человеку и иногда причудливость ассоциаций приводит к, казалось бы внешней разорванности повествования на отдельные кусочки, при этом текст абсолютно последователен для повествующего. Впрочем, мне представляется более важной другая мысль: автор поведал о себе то, что посчитал необходимым, возможно - посчитал важным для заинтересовавшихся.
Открою небольшой секретик: представленный текст был написан "вчерне", просто как набор неких фактов из жизни. Предполагалось, что на его основе будет создано что-то более изящно оформленное, стилистически выверенное, но после неоднократного прочтения и некоторого раздумья мне показалось небезынтересным представить автобиографию в первозданном виде.

Сергей Микрюков.

Автобиография Ростислава Микрюкова. Факты из жизни, фрагменты воспоминаний.

Родился я в сентябре 1949 года в селе Ошлань Богородского района Кировской области. Моя мать Микрюкова (Мосягина) Александра Георигевна работала тогда учительницей в ошланской школе, отец – Микрюков Алексей Иванович на тот момент был продавцом сельмага. Ошлань – это родина и моего отца, он мне не раз говорил, что все Микрюковы пошли из Ошлани.

Село Ошлань – красивое посление на высоком холме, который омывают две реки. В долине рек горбится загадочный курган, поросший лесом, а сам ошланский холм зарос сосной и сибирским кедром. Над всей округой главенствует четырехъярусная колокольня классицистической архитектуры. Холмы ошланские чем-то напоминают изборские холмы земли псковской, может быть своей крутизной и широкой луговой долиной.

В ошланской Троицкой церкви еще в младые годы на стене видел я фрески, исполненные профессиональным живописцем. Например, «Явление Христа народу» Александра Иванова, но копия абсолютная, идентичность лиц – полная. Или Рафаэль – «Мадонна в облаках». В такой глуши работали в давние времена очень сильные художники и нужно бы нам фрески эти и Троицкую церковь сохранять, может быть сделать ее вновь действующей.

В нашей семье было трое детей: Людмила (1948 года рождения), Слава (это я - 1949-го года), Сергей (1950 год). Трудно было матери это все перенести – три года подряд рожать детей, а потом кормить-поить, воспитывать, растить. Отец же, видимо этого до конца не понимал, впрочем – это обычная для тех времен история. Пришел с войны отец в 1947 году с орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и привычкой выпивать солдатские сто грамм. И не был он заботливым, добропорядочным семьянином, у которого сердце бы болело за благополучие своей семьи. Легкомысленно он относился к воспитанию детей, периодически устраивая «пьяные» сцены. Вся тяжесть по воспитанию маленьких детей легла на плечи матери и делала она это с достоинством, с мудрым терпением.

Прожив три года в Ошлани, семья переехала в деревню Башары, а затем – в деревню Мухачи, где я и пошел в первый класс Мухачевской начальной школы. В 1961 году наша семья обустраивается в поселке Богородское. Мама в течение 30 лет работала преподавателем истории в Богородской средней школе, той самой, которую она закончила в далеком 1940-м году с пятерочным аттестатом. В том же году она без экзаменов поступила в медицинский институт в Москве, но, испугавшись покойников, уехала из Москвы через месяц. Позднее, уже после войны Александра Георгиевна окончила Кировский педагогический институт со специализацией «учитель истории средней школы». Она была серьезным, трудолюбивым воспитателем троих детей и дала им хорошее образование. Людмила окончила Пермский педагогический институт, я – ленинградский институт культуры, Сергей – Кировское культпросветуцилище. Мамы не стало в 1998 году.
Отец же еще с фронтовых времен играл на гармони, а позже перешел на баян. Баянист он был неплохой, руководил хором учителей средней школы, хором медицинских работников, 20 лет работал баянистом в районном доме культуры. Не стало его в 1984 году.

Я закончил Богородскую среднюю школу без троек. Любимым предметом был немецкий язык, преподавал который Останин Михаил Васильевич. Он на аккордеоне играл и пел немецкие песни и нам, детям это очень нравилось. Еще в список любимых предметов входили история, русский язык и литература.
В 1969 году я закончил культпросветучилище в городе Кирове. С благодарностью вспоминаю своих первых учителей по баяну. Это Долгих Юрий, Климаев Валерий, Перминов (балалайка).
После этого – учеба в Ленинградском Институте Культуры. Незабываемые годы моей юности. Ходили на спектакли малого и большого оперных театров, особенно – когда дирижировали наши педагоги (например - Ержемский). Русский музей, Эрмитаж. Русский музей за время учебы я посетил раз сорок. Учиться было трудно - масса предметов общеобразовательного уровня и времени для индивидуальных занятий на баяне почти не оставалось. Педагог по баяну Казанцев Владимир понимал, что мне сложнее, чем студентам, окончившим музыкальные училища, и старательно занимался со мной. На госэкзамене я получил «четыре (хорошо)». С благодарностью вспоминаю и других педагогов – Бриндарова (балалайка), Гольдберг (сольфеджио и гармония). Окончил институт я в 1974 году, специальность: «Руководитель оркестра народных инструментов».

После окончания института приехал по направлению в поселок Бежаницы Псковской области. Сам попросил, что бы меня направили в эту область, так как на четвертом курсе женился на псковитянке Андреевой Галине. Работать стал преподавателем в музыкальной школе по классу баяна. В 1975 году в моей семье рождается первый сын – Сережа, я был очень горд этим событием.

В 1985 году я окончил третье учебное заведение – Псковское музыкальное училище (заочно) по классу баяна, будучи уже в тридцатипятилетнем возрасте. Педагоги – Тимофеев Б.В. (баян), Маркелов Ю.М. (оркестр), Трофимов В.Г. (ансамбль), Андреев В.И. (методика преподавания баяна), Козно И.Н. (дирижирование, баян), Образцова Н.М. (история музыки), Павлова Нина Викторовна (профессор Ленинградской консерватории, педагог по гармонии и сольфеджио) – каждый из них внес свою лепту в формирование меня, как музыканта.

В 1980 году состоялось мое знакомство с Мишуковым Н.М., профессиональным композитором, произведения которого я неоднократно слушал по радио и в телепередачах. Я показал ему свои первые тридцать песен, он отнесся к ним доброжелательно, по отечески, советовал искать новые повороты в гармонии и мелодии, не бояться современной ритмики. 1989 год – моя первая победа на композиторском конкурсе, победительницей стала песня «Озеро Але», исполненная хором под управлением Н.М.Мишукова. В 1990 году вышел мой первый музыкальный сборник из двенадцати песен и вышла 25-минутная программа из моих произведений по псковскому телевидению. Вот уже 28 лет Мишуков Н.М. является редактором моих сочинений песенного жанра, низкий поклон ему и благодарность от меня.
К 1100-летию Пскова вышли сборники «Песни псковских авторов» и «Не представить Россию без Пскова» - в них опубликованы десять моих песен. А в 2008 году вышел мой второй авторский музыкальный сборник под редакцией Мишукова «Березовый Дым» - в нем 34 песни.

1987 год – рождается мой младший сын Игорь. В шестилетнем возрасте я начал с ним заниматься баяном, восемь лет учил его по классу баяна в школе искусств – он закончил ее с отличием.

Стихи я начал писать одновременно с песнями – с 1976 года. Знакомство с псковскими поэтами состоялось значительно позднее, чем с представителями музыкального цеха. В 2000 году мои стихи были напечатаны в коллективных сборниках «По дороге из детства в юность» под редакцией И. Панченко и «Березы, не покидайте Россию» под редакцией А.Малякова. Годом ранее А.Кирсанов впервые опубликовал в газете «Стерх» мое стихотворение. Главным же моим наставником, учителем, старшим товарищем в области поэтического творчества стал Мухин В.М.. Являясь сам замечательным поэтом, он очень требователен и строг к неправде, постоянно испытывает мои стихи. Учитель он жесткий, но справедливый.

Песни мои довольно-таки известны на псковщине. Русский народный хор под управлением Н.М.Мишукова исполняет «Озеро Але», «Псковитяночка», «Россия начинается с поля», в городе Великие Луки ансамбль «Радуга» поет «Псковщину», «Эх, над рекой да над реченькой», в городе Красногородске хор ветеранов исполняет семь песен, в репертуаре бежаницких самодеятельных артистов много моих песен. В течение долгих лет их пел дуэт братьев Федора и Николая Салуян, ансамбль совхоза «Ударник» и Валентина Павлова, вокальный ансамбль п. Красный Луч, Бежаницкий ансамбль «Любава». И вот уже 15 лет работаю с народным вокальным ансамблем «Сударушки». В 1998 году получил звание заслуженного работника культуры России.

Третье направление моего творчества - это мои акварели. Их немного, около 40, девять-десять раздарено, остальные у меня дома, в рамках висят. В основном пейзажи, иногда – виды старых строений, церквей. Нигде этому не учился, ни на какие лавры не претендую и не показываю работы серьезным мастерам кисти. Занимаюсь этим исключительно для себя – иногда бывает такая красивая осень, что не могу не взяться за кисть.


24.07.2008, п. Бежаницы., Ростислав Микрюков.

Copyright © 2016 mikrost.ru. Design by ATHEMES.
Закрыть